Напряженно-деформированное состояние асфальтобетона при разовом приложении нагрузки

Напряженно-деформированное состояние асфальтобетона при разовом приложении нагрузкиЗависит от давления на поверхность покрытия колеса
движущегося транспортного средства. В соответствии с ГОСТ 329602014 давление на
покрытие от нормативной нагрузки АК считается равномерно распределенным по
площади отпечатка колеса. При расчете капитальных дорожных одежд нормативное
давление принимается равным 0,8 МПа, а для дорожных одежд облегченного и
переходного типа — 0,6 МПа. В действующих российских методических документах по расчету и оценке прочности дорожных одежд
среднее удельное давление колеса на покрытие принимается постоянным, а диаметр
отпечатка шины рассчитывается в зависимости от нагрузки на ось с учетом
коэффициента динамичности.

Напротив, при расчете асфальтобетонных покрытий в Германии
действуют нормы RDO Asphalt 09 [7], где диаметр
отпечатка шины условно принят равным 30 см, а среднее удельное давление
рассчитывается пропорционально расчетной нагрузке на колесо автомобиля. Поэтому
модель нагружения, принятая в России, является более оправданной при расчете на прочность слоев основания и
грунта земляного полотна, чем слоев асфальтобетонного покрытия. Сравнение
указанных моделей нагружения дорожных конструкций
представлено на рис. 1.

Из представленных графиков видно, что модель нагружения 2, принятая в Германии, предполагает проводить
расчет асфальтобетонных покрытий в гораздо более жестких условиях. При
максимальной нагрузке на ось автомобиля 22 т расчетное давление колеса на
асфальтобетонное покрытие по RDO Asphalt 09 превышает
нормативное давление по ГОСТ 32960-2014 в 4 раза. Столь высокая разница
заслуживает обсуждения и постановки специальных исследований по оценке
напряженно-деформированного состояния асфальтобетонных покрытий в реальных
условиях эксплуатации.

Колея пластичности напрямую связана с условиями эксплуатации
покрытия, определяющими необратимое деформирование асфальтобетона в зависимости
от напряженно-деформированного состояния, режима нагружения
и температуры. Нелинейное вязко-пластичное деформирование асфальтобетона
описывается реологическим уравнением Гершеля-Балкли,
которое при сдвиге покрытия принимает следующий вид


Добавить комментарий