Постоянный градиент

Постоянный градиентПримечательно, что при постоянном градиенте скорости сдвига
уравнение Герше- ля-Балкли
вырождается в уравнение Кулона. Первый член реологического уравнения (1)
характеризует упругое сопротивление минерального остова (статический предел
текучести), второй — вязкое сопротивление сдвигу (когезию
асфальтового вяжущего вещества), причем роль этих составляющих различается в
зависимости от состава асфальтобетона и условий его деформирования. К
сожалению, внедряемые зарубежные методы оценки сдвигоустойчивости
асфальтобетона это не учитывают, поэтому далеки от совершенства и реальных
условий работы слоев покрытий. По мнению автора, правильнее было бы определять
сдвиговые характеристики асфальтобетона по результатам испытаний стандартных
образцов при трехосном сжатии (для этого можно использовать стандартный прибор
SPT [8]), при плоскопараллельном сдвиге (например, на приборе SST [9]) или же
упрощенным способом [10] при двух схемах напряженнодеформированного
состояния в соответствии с ГОСТ 12801. Указанные методы испытаний позволяют
оценивать сопротивление минерального остова и асфальтового вяжущего раздельно,
что принципиально важно для асфальтобетонов с различной структурой, работающих
в реальных условиях эксплуатации дорожных покрытий.

Вязкое сопротивление асфальтобетона сдвигу в сильной степени
зависит как от температуры, так и от времени нагружения
или скорости деформирования, что определяется структурой битумного вяжущего.
Например, полимерно-битумное вяжущее по сравнению с битумом повышает сдвигоустойчивость асфальтобетона при высоких температурах
и низких скоростях деформирования, тогда как при низких температурах и высоких
скоростях,

наоборот, понижает. Зависимости показателя сцепления по
Кулону от скорости сдвига для асфальтобетонов на вязком битуме и
полимерно-битумном вяжущем приведены для сравнения на рис. 2.


Добавить комментарий