Тоннель Митолз (Швейцария)

Тоннель Митолз (Швейцария)Главной задачей при строительстве ж.-д. тоннеля Митолз (МИЬо^) площадью сечения
65,74 м2 и длиной 1550 м являлось снижение переборов
сечения при производстве взрывных работ и, таким образом, уменьшение затрат на
бетон при возведении постоянной обделки [7]. Тоннель строился в довольно
крепких и средних по классификации проф. М.М. Протодьяконова
грунтах — сланцах и известняках. Величина за- ходки
(величина подвигания забоя за один цикл) составляла
3,8 м, глубина шпуров — 4 м, среднее расстояние между шпурами — 0,7 м.
Стоимость бетона 300 швейцарских франков (примерно 20 тыс. руб. по курсу на
момент написания статьи) за 1 м3. Поскольку периметр тоннеля равнялся 21,3 м,
стоимость бетона на заполнение 1 см перебора сечения составила 64,9 франков
(4,4 тыс. руб.). При использовании «пиротехнических» средств инициирования ЭД
переборы составляли 25 см, т.е. перерасход бетона оценивался в 1597,6 франков
(108 тыс. руб.) на 1 м тоннеля. Для уменьшения величины переборов было принято
решение использовать электронные детонаторы йупо^отс.
Заряды во врубовых и отбойных шпурах взрывались детонаторами НСИ, заряды в
контурных шпурах — электронными детонаторами. Замедление между группами зарядов
при использовании НСИ и ЭСИ составляло 100 мс. Таким
образом, общее время инициирования составляло 3000 мс.

В результате использования в контурных шпурах электронных
детонаторов величина переборов уменьшилась с 25 до 10 см. Стоимость одного
такого детонатора превышала стоимость «пиротехнического» на 20 франков (1,3
тыс. руб.). Общее количество электронных детонаторов по контуру составляло 30
шт., поэтому дополнительные затраты на них составили 600 франков (40 тыс. руб.)
на один цикл.

Экономическая целесообразность применения электронных
детонаторов определялась путем сопоставления затрат на их использование и на
бетон. За счет уменьшения величины переборов сечения на 15 см экономия затрат
на бетон на один цикл составила 3642,3 франка (247 тыс. руб.) (21,3 м х 0,15 м
х 3,80 м х 300 франков) — дополнительные затраты на приобретение электронных
детонаторов были покрыты более чем в 6 раз.

Таким образом, задача снижения стоимости бетона была эффективно
решена за счет использования ЭСИ. Дополнительным преимуществом ЭСИ, выявленным
во время работ, явилось снижение сейсмического воздействия на окружающий
массив.


Добавить комментарий