ТРАНСПОРТ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕ

ТРАНСПОРТ В ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВЕПоявление современных транспортных средств в XIX в. вызвало
весьма противоречивую реакцию. Когда была изобретена первая железная дорога с
паровозами, извергающими дым и пламя, во Франции раздавались требования не
допускать эти исчадия ада в страну. При появлении первых
автомобилей писалось, что наступает прекрасный «век без лошадей»: будет
покончено с заторами на улицах, поскольку автомобили движутся очень быстро и
занимают мало места на мостовой; сократится число несчастных случаев, ибо
механическую повозку легко остановить; станет чище в городах, поскольку лошади
не будут загрязнять улицы; наконец, прекратится невыносимый шум, так как колеса
автомобилейпокрыты резиной. Подобные
высказывания не только вызывают снисходительную улыбку, но наводят на серьезные
размышления. Они должны быть предостережением от слишком поспешных выводов и оптимистических
прогнозов по поводу новых транспортных средств и их влияния на
градостроительство. Они свидетельствуют также о том, что с самого начала
обнаруживаются не только преимущества технического прогресса, но и его
отрицательные стороны, которых невозможно полностью избежать и в наше время.

Из всех достижений техники, которыми мы обязаны последнему
столетию, наибольшее значение для градостроительства имело совершенствование
транспорта. Прогресс в этой области обусловил возникновение и функционирование
многомиллионных городских агломераций. Облегчая преодоление расстояний,
современные средства транспорта способствовали их расширению до огромных
масштабов. До тех пор, пока потребности сообщения удовлетворялись главным
образом за счет рельсового транспорта, города вытягивались вдоль рельсовых
линий. Быстрый автомобиль способствовал распространению застройки, которая
теперь разливалась как бесформенное пятно. Неоднократно отмечалось, что бурный
рост городской застройки и ее распространение на территории, часто весьма
удаленные от первоначальных городских центров, следует считать следствием
развития автомобильного транспорта. Такое утверждение не совсем точно. Этот
процесс осуществляется под влиянием множества социальных факторов,
способствующих децентрализации: стремления жить в собственном доме, в более
привлекательной среде, желания приобрести более дешевый земельный участок и т.
д.


Добавить комментарий